Как отреагировать свои эмоции?

Моим клиентам в помощь в ответ на их частый вопрос: «Как отреагировать свои эмоции?» и при этом остаться в отношениях?

Задумывались ли Вы когда-нибудь над этим вопросом: как отреагировать свои эмоции? Когда накопились недовольство, гнев, обиды…? Что делать?

Конечно, можно взрываться, посылать и даже бить по морде! Иногда эти неконструктивные меры, возможно, даже необходимы, особенно в мужской среде.

Но как выразить негативные чувства конструктивноне разрушив отношений, и оставшись в ладу с самим собой?!

Это задача, которую приходится решать ежедневно!

Свои чувства можно подавить, не осознавая этого, и так большинство людей поступают чаще всего, всё больше раздражаясь от непонимания происходящего, копя обиды на окружающих. Нарастает ежедневно подавленная агрессия, с которой каждый справляется, как может: уход в работу, алкоголь, телевизор, обжорство, компьютерные игры, другие зависимости, тер.акты и т.д.

А если это агрессия ребёнка в адрес учителя, или ещё хуже родителей, которую совсем никак нельзя выражать? Что тогда делать? А процесс этот неизбежен всегда, в каждой семье. и это хорошо прослеживается на детских тренингах! 

И есть конструктивные методы выражения агрессии! 
Конечно, можно выразить её словами. На практике это не совсем просто, поскольку сначала чувство нужно осознать, затем понять почему оно возникло, а потом ещё и сказать о нём. Этот алгоритм кажется очень долгим и непонятными, и уже сам по себе может сначала вызывать сопротивление. Т.е. этому приходится учиться и тренироваться.

Есть другие, более простые способы выражения чувств, возможно, они вас удивят:

— выписывание чувств (можно в виде писем, СМС-ок…),
— рисование их,
— лепка,
— сочинение и/или проигрывание сказок,
— взаимодействие с образами (представление образа эмоции, например, в виде природной стихии)
— взаимодействие с картинками, игрушками,
— игры (групповые, настольные, с предметами и т.д.) и некоторые другие способы.

И тогда процесс происходит через контакт с телом, а тело, как известно, храм Души!

Все эти методы можно освоить в работе с психологом и с удовольствием их использовать и для детей, и для взрослых!

Однако, этому не учат в школах, и большинство родителей считают рисование, лепку, игры, и уж тем более контакт со сказкой абсолютно бесполезными занятиями, предпочитая этому тщательное корпение над уроками, посещение дополнительных занятий, репетиторов и т.д.

А накопившиеся усталость, агрессия, чувство неудовлетворённости собой, страхи сильно мешают процессам обучения в школе, общению, достижению целей!

Например на тренингах можно отдохнуть, побыть в контакте с телом, полечить страхи, приобрести новые знания и умения в простых играх и упражнениях, а детям особенно важно взаимодействие со сверстниками!

Почти всегда и в личной терапии, и во время тренингов, я использую рисунок! И провожу 5-7-мидневные рисуночные интенсивы, потому что рисуночные техники очень просты, диагностичны, оказывают неприлично мощное воздействие на внутренние процессы и удобны, в том числе для самостоятельного отреагирования эмоций.

Например, известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». 

 …И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует…      (В. Берестов, поэт)

 Рисование – это тип невербального общения, когда посредством картинки можно сказать больше и проще, чем при помощи слов.

Из своей многолетней практики знаю, что можно час обсуждать и искать причины  проблемы (болезни), заходя с разных сторон, а рисунок проявляет её за несколько минут!

 Рисунок – зеркало чувств и  зрелости личности. Ведь от взрослого человека никто не ждёт рисунка 3-х летнего малыша?! Также как и поведения!

А ещё это показатель насколько здорова наша детская часть? Почему некоторые не могут или не хотят (часто за этим стоит страх) рисовать? Многие не умеют. А ведь рисование – это отражение действительности?! Почему многим трудно её отражать?

Есть свободное рисование. И есть работа с определёнными символами через рисунок. Символ имеет определённое значение. Например, медведь, тигр и др.хищники символизируют отцовскую защиту. Научаясь рисовать этих животных, улучшается контакт с отцом (сначала с его внутренним отражением в личности), со своей защищённостью и тогда уходят страхи.
А в рисунке можно увидеть степень истинного контакта со своими внутренними защищающими механизмами: например, на рисунке медведь может быть маленьким, раненым, спящим, ненастоящим, или же, наоборот, зрелым, в паре с медведицей и потомством. 

К тому же рисование – процесс творческий, позволяет рассуждать, сравнивать, принимать самостоятельные решения! Тема творчества всегда связана с темой денег! В смысле не тех денег, которые возможно приходят ценой невероятных усилий, а тех денег, которые приходят быстро, легко и с удовольствием. И которых хватает на всё!

Тема разукрашивания тоже актуальна, особенно на этапах формирования границ!!! Ещё большой плюс разукрашивания в том, что здесь вы не рисуете собственный рисунок, а красите шаблон. В этом случае вы не корите себя за то, что “не умеете рисовать”. Просто рисуете. И используете положительную сторону процесса рисования — ресурсы!

Знаете ли Вы, что терапевтическая сказка, которая легко сочиняется клиентами любого возраста, позволяет быстро и бессознательно примирить между собой конфликтующие части личности и «сказочно» разрешать актуальные для человека проблемы? Ситуация легко «зашифровывается» в сказку, а герои конфликта – в сказочных героев. Сказка начинается со слов «Жили-были…» и пишется до счастливого конца!

Я сказки видела разные: от 3-х предложений до нескольких десятков листов с иллюстрациями! И всегда восхищаюсь результатом!

Проигрывание сказочных эпизодов ведёт к пониманию сути сказки, как идеальной матрицы поведения (если это русская народная сказка), и, соответственно, присвоению тех чувств, ресурсов и силы, которыми обладают выбранные сказочные герои. 

Можно и важно проигрывать и свои сочинённые терапевтические сказки! Можно их рисовать, проигрывать с игрушками, или в группе. Можно придумывать одну актуальную групповую сказку и проигрывать её с помощью игрушек, пластилиновых героев, метафорических карт, картинок и т.д.
Эта работа очень интересна, эффективна и ресурсна! 

 Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. 

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Можно не только видеть то, что создано, но и потрогать, взять в руки и по мере необходимости изменить.

Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находя новые варианты, легко меняя форму, цвет. размер.

Также не последним положительным свойством лепки является массаж биологически активных точек, важных в любом возрасте! И также пластилин является отличным материалом при работе с агрессией, особенно у детей и подростков.

Взаимодействие с образами – лёгкий и быстрый способ отреагирования эмоций, правда требующий определённых знаний и навыка. Например, можно представить себе свою эмоцию в виде какой-либо стихии или природного явления, это может быть любой образ, понаблюдайте этот образ какое-то время, попробуйте стать этой стихией и следовать за ней: например, это может быть извегающийся вулкан, ураган, шторм и т.д. Попробуйте понять, что чувствует эта стихия и что хочет! И ни в чём себе не отказывайте в этом образе стихии: извергайтесь, сносите деревья, бейтесь о берег, разрушайте…до тех пор, пока всё не успокоится, и сюжет преобразуется в позитивный пейзаж. Это один из самых быстрых и эффективных способов отреагировать негативные эмоции и наполниться ресурсами!

Можно также использовать метафорические карты, картинки, игрушки и просто окружающие предметы. Это быстрая и глубокая работа, многим знакомая и любимая.

 Настольные игры – это всегда коллективная игра, где включаются законы группы, законы взаимодействия. Это всегда про правила, границы, выбор, стратегию, тактику, выражение чувств… Сейчас большой выбор психологических настольных игр для детей и взрослых и я с удовольствием и с большой эффективностью использую их в своей работе!

Часто вижу, что участие в настольной игре заменяет месяцы личной терапии, позволяя обнаружить то, что глубоко спрятано и не осознаётся. При участии группы есть возможность довольно легко отработать поднявшиеся эмоции или проблемы.

Искусство — это «язык», с помощью которого можно выражать свои мысли, эмоции, чувства и мечты!

Можно освоить один или несколько методов, они все разные и по-своему интересные! Дети и подростки с удовольствием занимаются в группах.

Взрослые могут осваивать эти методы при работе с психологом в личной терапии, на тренингах и самостоятельно! Есть то, чего невозможно достичь в личной терапии, т.к. требует взаимодействия в группе, и наоборот!

Будьте бережны к себе и внутреннему миру своего ребёнка! Выражайте свои эмоции вовремя и конструктивно! 

БУДЬТЕ  ЗДОРОВЫ!!